Ти Джей Липскомб: «Сначала сайт жил на сервере в моей спальне» Создатель игры «Пещера драконов» о том, где найти и как правильно вырастить виртуального ящера Сайты adoptables — один из последних интернет-феноменов. Причина их популярности проста: это новый виток развития виртуальных игрушечных питомцев. Помните, ещё 10 лет назад не только молодёжь, но и вполне серьёзные бизнесмены вешали вместо брелков маленькие аппараты с ручной зверушкой тамагочи? Теперь усыновить, вырастить и воспитать своего карманного монстра можно в интернете. Одна из самых популярных игр жанра и прообраз ручного монстрика — покемон, даже название получил от англ. pocket monster — «карманный монстр». Воспитывать нынче вы можете кого угодно, впрочем, наибольшей популярностью пользуются существа мифологические и недоступные в реальной жизни: единороги, мантикоры, грифоны и, разумеется, драконы. Правила варьируются: где-то вам предлагают всего одно существо, которое надо сопроводить от рождения до смерти (по принципу тамагочи), где-то, наоборот, можно собрать огромную коллекцию совершенно разных существ. Старейший сайт такого рода — «Пещера драконов». Сейчас на сайте зарегистрировано около 210 тыс. человек со всего мира. В Хеллоуин, в ночь на 1 ноября, когда на сайте раздавали специальных праздничных драконов, количество посещений главной страницы перевалило за три миллиона — это больше, чем у многих поисковых систем. На одном из второстепенных форумов неизвестный бизнесмен недавно предлагал купить редкое виртуальное яйцо дракона-вампира за вполне реальные 200 у.е. На сайте существует и официальный форум , на котором игроки из США и Кореи, России и Германии обмениваются драконами и просто разговаривают обо всём на свете. Язык сайта — английский, но очень простой, а интерфейс логичен и поддаётся интуитивному использованию. Кроме того, люди из совершенно разных стран, которые вряд ли могли бы столкнуться при иных обстоятельствах, заводят знакомых, начинают дружить, ездить друг к другу в гости, есть даже пары, которые познакомились на сайте, встретились и поженились. Основной контингент играющих хоть и варьируется от страны к стране (в США, где игры такого рода зародились, это по большей части девушки до 25 лет; в Южной Корее — юноши того же возраста, а в Европе и России — вполне взрослые люди около 40 с небольшим), в массе своей состоит из людей пусть и молодых, но обременённых детьми. Тут бы и упрекнуть их в нереализованности родительского инстинкта, да вот незадача: их четырёхлетние дети играют в тех же драконов вместе с родителями. У многих пользователей есть аккаунты на нескольких сайтах: так можно разнообразнее меняться существами, да и будет чем заняться, если вдруг сервер упал. Впрочем, большинство этих сайтов — MagiStream, Valenth, UniCreatures, EggCave, Dragonadopters — либо списаны с «Пещеры драконов», либо (как в случае с настоящими виртуальными покемонами) предлагают существенно меньше возможностей. Создатель «Пещеры драконов» Ти Джей Липскомб, 19-летний парень из Коннектикута, даже не пытается заработать на своём детище. Сначала сайт просто жил на его компьютере, потом он купил сервер, потом ещё один и т.д. Пользовательские пожертвования и небольшие гугловские рекламы — этого хватает только на то, чтобы ресурс самоокупался. Он уверен, что сайты такого рода должны оставаться бесплатными, а для любителей поторговать он создал мини-сайт Leetle Adoptable, впрочем, и на нём деньги виртуальные. — Ти Джей, похоже, что именно тебе впервые пришла в голову идея adoptable-сайта. — Я много времени проводил на сайте Gaia Online . У некоторых ребят в подписях были ссылки на виртуальных существ. Только это были такие сайты, где администратор вручную переключал рисунок в определённый день, чтобы из яйца вылупилось существо. Мне понравилась идея, но я решил, что могу придумать что-нибудь интереснее, что-то более интерактивное, где пользователь бы по-настоящему играл важную роль в жизни усыновлённого им существа. И вот как-то в мае 2006 года случились особенно дождливые выходные, мне было нечем заняться, и я решил воплотить эту идею. Первая версия сайта была очень простой, в ней было только несколько сотен строчек HTML-кода. Не было никаких пользователей, нельзя было совершать никаких действий или, например, выбрасывать ненужное яйцо. Все принципы будущей игры были сформулированы за один день (от изначальной идеи до работающей версии). После того как она стала популярной, я стал разрабатывать идею дальше и добавлять разные другие возможности. Я сам разработал всю систему, хотя там особо делать нечего было. Я решил основываться не только на системе кликов (нужно, чтобы твоё существо посмотрело как можно больше людей, — есть специальные фан-сайты с отличным трафиком, но размещать своих питомцев можно и в подписи на любых форумах. — В.П. ), поэтому сейчас есть собственно клики и уникальные клики, по одному с одного IP, — их я добавил, чтобы люди не решали вопрос бесконечным обновлением страницы. — Как ты объясняешь успех DragCave, чем сайт отличается от MagiStream или Valenth? — Меня самого удивляет успех DC. Я создал его в мае 2006 года, но он не пользовался особой популярностью до апреля 2007 года. Тогда один из участников форума, на котором я был частым гостем, увидел моё сообщение с картинками и ссылкой на сайт. Он перепостил моё сообщение, и кто-то заинтересовался. Стали появляться ссылки и на других форумах и в результате попали на Gaia. Смешно, конечно, так как в 2006 году я оставлял там ссылки на свои яйца (оригинальные варианты, из которых сейчас используются все, кроме двух), но тогда никто не обратил внимания. Однако через год началась какая-то дракономания, которая распространялась очень быстро. Я не знаю, что именно в DC делает его столь популярным и так затягивает (как говорят некоторые пользователи). Думаю, фэнтези — очень популярный жанр, иначе бы книжки вроде «Эрагона» не расходились миллионными тиражами и тысячи людей не играли в World Of Warcraft. Сам я не участвую в других adoptable-сайтах. У меня есть несколько питомцев на Valenth, но там слишком простая система, чтобы играть было интересно (у одного из моих существ уровень выше миллиона), а на MagiStream я никогда и не залезал. Насколько я знаю, их система подобна DC; я общался с их создателем пару раз, и он признался, что черпал вдохновение в DC. — Сейчас на DC зарегистрировано огромное количество людей, это полноценное игровое сообщество. Понятно, что рано или поздно взгляды создателя и игроков на дальнейшее развитие сюжета расходятся. Легко ли сейчас администрировать эту махину? — На самом деле DC очень легко управлять. Я стараюсь большинство вещей ставить на автомат, например, создание новых яиц, очистку базы данных. Так что сайт работает достаточно стабильно, даже когда я не могу посвящать ему всё свободное время. Важную работу выполняют модераторы из числа игроков, они ведут форумы, и в большинстве случаев моё вмешательство не требуется. Большинство писем или сообщений на форуме — мелкие вопросы, у кого-то не получается зарегистрироваться, войти в игру и т.д. Но иногда управление сайтом действительно требует много времени, нервов и усилий, например когда у нас случился обвал базы данных в июле или когда у хоста были проблемы в апреле. К счастью, это случается достаточно редко (главное, не сглазить). Что касается общения с пользователями, я стараюсь быть максимально открытым и доступным для них. Ко мне можно обратиться на форуме, по Windows Live Messenger, который дан в моём профайле на форуме, мой электронный адрес есть на каждой странице сайта, и я много времени провожу в официальном чате IRC. Не так давно я даже завёл твиттер, чтобы люди были уверены, что вовремя узнают обо всех обновлениях. Прямое общение с пользователями позволяет мне избежать отчуждённости и установления дистанции между мной и игроками. Надеюсь, никто не боится задавать вопросы мне напрямую, я стараюсь отвечать на каждое письмо или сообщение с форума, которое получаю. — Неужели не возникает конфликтов? — Ну, у меня есть ряд способов узнать мнение пользователей, есть форум, есть официальные опросы, и я стараюсь не идти против мнения большинства... Но даже когда моё мнение совпадает с большинством, найдутся люди, которые не будут согласны с решением. Теперь я понимаю, что всем не угодишь. Иногда это расстраивает, но рано или поздно люди привыкают к изменениям. — А как обстоят дела с финансированием? Приносит ли сайт какие-то деньги? — Сначала не было вообще никаких финансов, сайт жил на сервере в моей спальне. Когда DC стал пользоваться популярностью, кто-то предложил мне начать зарабатывать деньги и поставить рекламные баннеры, я попробовал и был здорово удивлён, когда сайт стал приносить прибыль. Со временем он перерос мой домашний сервер, и я стал платить за хостинг, но денег, которые приносит реклама, всегда было достаточно, подчас они даже превышали расходы на поддержание работы сайта. Несколько раз мне пришлось менять хостинг, так как сайт рос и развивался. В какой-то момент у меня появился свой большой сервер. Он, правда, очень дорогой, но доходы от рекламы и его покрыли. До недавнего времени на сайте была кнопка, позволяющая пожертвовать деньги (я убрал её, так как ссылка на платёжную систему PayPal требовала много времени при частых загрузках), но на форуме всё ещё есть такая кнопка. Я, кстати, этого не хотел, но многие пользователи настаивали. Рядом с этой кнопкой на форуме есть объявление, что доходов от рекламы более чем достаточно, чтобы поддержать сайт. Это правда. На самом деле пожертвования не нужны. Но, несмотря на это, люди всегда были очень щедрыми. Все деньги, которые я получал от пользователей, я тратил только на сайт. Я бы просто не смог потратить их иначе — это было бы нечестно. — Почему ты выбрал именно драконов? Сейчас многие новые сайты копируют DC и в первую очередь вводят драконов как идеального виртуального питомца. — Это была абсолютная случайность. Мне всегда нравился жанр фэнтези, я играл во множество ролевых игр в визуальном 2D-чате, который назывался The Palace. Там можно было двигаться и менять свой аватар, вместе с этим менялась и твоя внешность в чате. Так я в результате набрал целую коллекцию спрайтов драконов, включая картинки целых яиц, а также яиц, которые начинают трескаться. Может быть, играй я в покемонов и будь у меня коллекция картинок с ними, мы бы обсуждали сейчас пещеру покемонов. — Твои настоящие друзья и родственники играют в DC? — Насколько мне известно, нет. Обычно я говорю им, что это своего рода онлайновый проект с домашними животными. Правда, через какое-то время после того, как я открыл форум, я получил сообщение от кого-то из своей школы. Человек спрашивал у меня, не тот ли я Ти Джей Липскомб, с которым он в прошлом году вместе учился. Это было круто — я никогда не давал ему ссылку на сайт. Я много с кем познакомился через DC, хотя это виртуальное общение и в жизни мы не встречались. — Зачем тебе был нужен второй сайт, Leetle Adoptables? — Leetle Adoptables — прямая противоположность «Пещере». Там всё ориентировано на пользователя: питомцы создаются, вносятся в базу данных сайта и продаются пользователями. Игровые деньги тоже генерируются пользователями. Большинство особенностей Leetle Adoptables — это то, что раз за разом отвергали пользователи DC: система денег и магазинов, анимация. Но на самом деле LA существует по той же причине, что и DC: просто мне в голову пришла такая идея. Должен сказать, что на самом деле я не так уж много времени провожу играя. Иногда я спариваю своих драконов, но я не собираю сотни яиц. У меня есть по одному представителю каждого вида, и каждый раз, когда появляются новые, я непременно завожу себе одного, но дальше этого не иду. На LA я провожу больше времени, каждый раз, когда у меня появляется вдохновение завести нового «питомца». — В целом оба этих сайта могут составить неплохое портфолио. Какие у тебя планы на будущее? — Смешной вопрос. Я далёк от планирования. Обычно я просто воплощаю в жизнь те идеи, которые занимают меня в данный момент. Иногда это какое-то дополнение, иногда — целый новый сайт, как, например, The Internetometer . На данный момент у меня целый ряд незаконченных проектов, время от времени я возвращаюсь к ним и доделываю потихоньку. Не так давно я завершил все дополнения к DC, которые я планировал, так что не знаю, что ждёт сайт в будущем. Что касается моей жизни — я учусь в колледже, это займёт ближайшие несколько лет. Потом? Надеюсь, получу работу в какой-нибудь компании, занимающейся веб-разработками. * * * Беседовали Владислав Поляковский и Ксения Щербино
|